Пятница, 26.04.2024, 03:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Грязная Европа Dirty Europe

Меню сайта

   

   

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Средневековая Европа

Гигиена европейцев в средние века

«- Какая грязь! - Это - галилеяне.
Мыться считают грехом: никакими силами не загонишь в баню...» 
Д. Мережковский «Юлиан Отступник»

 
Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века (то есть совсем недавно) вообще не существовало... Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу. 

В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице. 

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо). 

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах... 
Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. 


Знали ли вы, что французский монарх Людовик XIV в течение своей жизни мылся все два раза? И только потому, что так настояли придворные лекари.
 
Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год. 

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой. 

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья... Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Позже для спасения от вони будет выход: люди начнут пользоваться духами. Взгляните на старинные гравюры: небольшие пристройки на внешних стенах замков и домов - это вовсе не сторожевые башенки для стрелков, а сортиры с отверстиями системы "очко", только испражнения стекали не в отстойники или в выгребные ямы, а падали на зазевавшегося под стенами замка крестьянина. Подобные "ласточкины гнезда" можно увидеть в орденских замках в Прибалтике.

 

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. 

Интересно, что и любовница Людовика ХIV, мадам де Монтеспан, тоже так делала?!

Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

 

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля. 

(До сих пор парки Версаля воняют мочой в теплый день.)

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев. 

В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием. «В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить. 
 

 

Выезд двора Людовика XIV из дворца. 
Слуги приступают в уборке дерьма.

 

ПОБЕДА ХРИСТИАНСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НАД БАНЯМИ В ЕВРОПЕ 

Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. То, что христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани, общеизвестно, но объяснения этому действу я нигде не видел. Тем не менее причина, вполне возможно, лежит на поверхности. 

Христиан всегда раздражали ритуальные омовения конкурирующих религий - иудаизма и, позже, ислама. Еще Апостольскими Правилами христианам запрещалось мыться в одной бане с евреем. А где взять баню без еврея? Вот придешь в баню - и смотри в оба, кто там еврей. А вдруг не узнаешь и во грех войдешь? Это потом нацисты головы и носы будут сравнивать, а тогда еврея и по носу то не отличишь от римлянина - те тоже носатые. А ходить и члены рассматривать - так и нарваться можно. Проблема, однако. Чтобы не впасть в грех, бани и разрушили.

Нет бани - нет проблем! 

К тому же мерзкие язычники обвиняли христиан (сейчас и не подумаешь) в разврате, так как первые христиане ходили в бани с бабами. Архетипичный, кстати, путь развития тоталитаризма - первые большевики тоже будут вооружаться принципом общих бань и лозунгом «долой стыд», а потом будет «секса у нас нет». Они не придумали ничего нового, это был уже пройденный христианами путь. 

Для тех, кто Апостольские Правила подзабыл, правилами Трулльского («Пятошестого», 691 - 692 г.) Вселенского Собора бывшее 11-ое правило было подтверждено: запрещено пользоваться услугами врачей-иудеев и, опять же, мыться с евреями в одной бане. Заодно, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых, и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси. 

Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем» 
(http://www.sexopedia.ru/appendixes69_pg162.shtml). 

Символом победы христианства над банями могли бы послужить ворота римской постройки Порта Нигра (Porta Nigra, «черные ворота») в Трире (родине Карла Маркса) - старейшем городе Германии и бывшей столице римской провинции Бельгика Прима, стоящие среди развалин римских бань (и даже бань, в которых еще мылись первые христиане - термы св. Варвары, 2 век н.э.). В этих воротах древнего Трира, символе города, замуровал себя св. Симеон. Еду ему просовывали в окошко, и замурованный Симеон просидел там лет десять, оставив своих фекалий полную башню. Там же, в своей келье, он и был окончательно замурован после смерти (наступившей от... ладно, ладно, молчу :-).

За такой истинно христианский «подвиг» набожный Симеон-затворник был канонизирован Папой Бенедиктом IX и стал Святым Симеоном Сиракузким, а над воротами и вокруг них христиане под руководством архиепископа Поппо надстроили церковь св. Симеона (позже разобранную Наполеоном в 1803 г.). Вонь от испражнений Св. Симеона у ворот Порта Нигра, среди всех этих разрушенных термов - символ пришедшего христианского Средневековья. 

В CHRONICA REGIA COLONIENSIS (Кельнская королевская хроника) за 1186 год мы можем прочитать, что «В Трире на Троицу, выпавшую на 1 июня, когда отмечался также праздник святого Симеона, некие люди наполнили печь хлебом, который они должны были выпечь, однако он весь превратился в кровь» 
(http://vostlit.narod.ru/Texts/rus8/Koeln_Koengs_Chr/text3.htm).

Обычные христианские евхаристические страшилки и каннибалистические мотивы в этой записи не главное. К этому мы уже привыкли - то христианам сжигаемый мученик кажется хлебом (св. Поликарп), то хлеб кровью... А забавно здесь то, что св. Симеону удалось опять послужить символом христианства, которое сначала утопило Европу в говне, а затем - и в крови: первые «еретики» сгорали на кострах именно около Трира в 1232 г. Еретики эти действительно совершили страшное деяние - осмелились перевести Библию на немецкий язык. Позже в архиепископстве Трира будет сожжено 6500 «еретиков» и «ведьм»... 

Дуализм христианства проповедовал ничтожность тела и «умерщвление плоти». Тело - ничто, только душа имела значение. 

Первая видимость — это тело. Его следовало принизить. Григорий Великий называл тело «омерзительным одеянием души». «Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело», - говорил Людовик Святой Жуанвилю.

Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смысле. 
(Жак ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада»). 

Христианство выкорчевало из памяти народа даже мысли о банях и ваннах. Столетия спустя, крестоносцы, ворвавшиеся на Ближний Восток, поразили арабов своей дикостью и грязью. Но франки (крестоносцы), столкнувшись с таким забытым благом цивилизации, как бани Востока, оценили их по достоинству и даже попытались вернуть в XIII веке этот институт в Европу. Безуспешно, конечно, - во времена вскоре наступившей Реформации усилиями церковных и светских властей бани в Европе вновь были надолго искоренены как очаги разврата и духовной заразы. 

Наглядное представление о гигиене средних веков, волне адекватное реальности, можно получить, посмотрев фильм «13-ый воин», где лоханка, в которой умывается и куда сморкается и плюется один, переходит по кругу. Пару лет назад англоязычную часть интернета обошла статья «Жизнь в 1500-х годах» («Life in the 1500's», тут же названная христианами «антикатолической ложью»), в которой рассматривалась этимология различных поговорок. Авторы утверждали, что именно такие грязные лоханки спровоцировали живую и поныне идиому «не выплеснуть с водой ребенка». Действительно - в грязной воде можно было и не заметить. Но в реальности и такие лоханки были большой редкостью. 

В европе, в те времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. 

Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще.

Грязь и вши в европесчитались особыми признаками святости

Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу: 
«По-видимому, монахини появились раньше, чем монахи: не позднее середины III столетия. Некоторые из них замуровывали себя в гробницах. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки». 
(Бертран Рассел) 

Если уже две тысячи лет назад в семье китайского императора ежегодно использовалось 15 000 листов туалетной - толстой, мягкой, опрысканной благовониями - бумаги, то в Европе туалетная бумага появится только в 1860-е гг.

(Заметим в скобках, что британский изобретатель Джеймс Олкок чуть было не разорился - товар поначалу шел плохо, спроса не было. Современная мягкая туалетная бумага появится в продаже в Америке только в 1907 году). 

В средние же века - грязь и дерьмо священны и сакральны. Христианский маразм доходил даже до того, что в уставе католического женского монастыря св. Клариссы в Мюнхене сестрам строго запрещалось пользоваться бумагой после посещения уборной. Результат не заставил себя долго ждать - в средние века Европа просто утопала в грязи и всевозможных эпидемиях. 

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия - до половины. Многие города вымерли почти полностью. Жители бежали из пораженных чумой городов и боялись возвращаться назад - потому что Черная Смерть тоже возвращалась и забирала тех, кому посчастливилось в первый раз. 

Деревни тоже опустели и многие поля превратились в пастбища или заросли лесом. Чума унесла 25 миллионов жизней, одну четвертую часть населения континента, но вот парадокс – христиане сочли чуму наказанием за грехи, в том числе и за посещение бань! 

 

Баня вернулась в Европу лишь в XVIII веке, когда Пётр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат.
А после 1812 года русская армия понастроила бани во всех освобождённых от Наполеона странах.

Вот так Русич. 
Именно ты научил европейцев мытся.
Не забывай об этом, прежде, чем поставить выше себя, и Руси нашей, "грязную европу". 

 

А КАК ДЕЛА ОБСТОЯЛИ В РОССИИ, В ТЕ ЖЕ ГОДЫ 

А русский моется да рад 

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней "по-белому" или "по-черному". Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились "по-белому". Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться "по-черному". 

Был еще один оригинальный способ мыться - в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас. 

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак. Считалось, и кстати, совершенно справедливо, что поход в баню на полный желудок приводит к повышению веса. 

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться. 

Красен город банею 

Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной. 

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. "Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью", - писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки. 

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения. 

Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.

От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои "Сандуны". 


Вообще старая баня была для русского народа чем-то вроде современной поликлиники. Вывески вроде: "Здесь стригут, бреют, ставят пиявки и пущают кровь" были обычным явлением. В парной лечили все виды простуд, бабки-костоправки правили вывихи, "пресекали" радикулиты, заговаривали грыжу, "правили животы" как мужчинам, так и женщинам. 

Во всем мире давно поняли прелесть русской бани, ее замечательные лечебные свойства и стараются строить их как можно больше.

Нет "английской" или "французской" бани. Но есть "русская" баня, в которую, в наше время, и англичане и французы мытся ходят. И как ни странно, после этого, они же, нас - русских "свиньями" зовут. 
Не стыдно ли господа европейцы. 


 


Источник: Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века, вообще не существовало...
Категория: Средневековая Европа | Добавил: malech (13.10.2013) | Автор: Европа, Гигиена, моча, дерьмо,
Просмотров: 11028 | Комментарии: 15 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 8
1 malech  
0
«В последнее время на страницах печати и в Интернет появилось немало публикаций, авторы которых безапелляционно утверждают, что все европейское средневековье было якобы настоящим «царством антисанитарии», а куртуазные рыцари и их прекрасные дамы едва ли не ежедневно страдали от мириад кусачих паразитов, против каковых заводили даже ручных ласок, которых можно увидеть на портретах светских красавиц эпохи Возрождения. Характерно то, что при этом всячески подчеркивается превосходство России и русских с их банями над «хронически немытыми» европейцами. Примером подобных расхожих представлений может служить такая вот «научная» заметка: 

«О вонючей Европе

«есть неумытыми руками - не оскверняет человека» (Евангелие от Матфея, гл.15:20)

Наткнулся в книге на интересное место - русские послы, вернувшиеся от двора Короля-Солнца Людовика XIV утверждают, что Его Величество «смердит аки дикий зверь». Значит, есть с чем сравнивать и на Родине этой вони нет? 

Еще в период чтения французишек встречал в их книгах XVII-XVIII вв. насмешки над русскими дикарями, истязающими себя березовыми прутьями (это о бане, а de bouleau, по-видимому, означает скорее «березовый», сам же «веник» непереводим). 

Изучаемый в школе утопист Фурье одной из самых сокровенных мыслей имел не только коммунизм, но и телесную чистоту, воплотившуюся у него в загадочных «антиклопов». Ведь вши, клопы, сифилис и чума были неотъемлемой частью жизни Европы вплоть до XIX века. 

Масса классиков пишет о непереносимом зловонии Парижа и Лондона, не имевших туалетов и канализации и сплавляющих нечистоты прямо по улицам. Уже в 1830-е годы Робер Брюнан жалуется, что на головы горожан по-прежнему льются помои и дерьмо из окон. «Русские дикари» в это и всё предшествующее время имеют оборудованные выгребные ямы, что, с точки зрения Европы, также указывает на их несомненное варварство. 

Трудно представить потомкам русских крестьян и национальную кухню бедняков Европы, практически вовсе не имевшую горячих блюд. Причина проста - первый экологический кризис, связанный с вырубкой леса, случился в Европе уже веку к XVI, практически лишив население дров. Простолюдины не имели права рубить леса совсем. Как, впрочем, и охотиться. Вешали за это на месте. В это же время Радищевы-Мудищевы и прочая шушера писали о тяжелом положении русских крестьян, которых многочисленные выходцы из Европы, оседавшие на наших землях, принимали едва ли не за богачей. 

Особенно отвратительна Франция XVIII века с ее галерами, революциями, сифилисом и модой иметь человеческий череп на туалетном столике (это не шутка). 

Но может все изменилось в XIX веке, когда уход за телом медленно стал превращаться в Европе в норму из дьявольщины или сумасшествия? 

Хм... «Немецкое общество народных бань» с главным лозунгом «Каждому немцу - баня каждую неделю» основано в 1889 году. И нельзя сказать, чтобы сильно приветствовалось. К началу первой мировой, когда мы связались с вонючими (не в переносном, а в прямом смысле) немцами, на всю Германию было 200 бань. А в центре Берилна, между прочим, тогда были хлевы и выгоны для скота. 

Или вот цитата из книги доктора Бильца «Новое природное лечение» популярна в инете - там он уговаривает европейцев, что мыться - не так уж страшно... конец XIX века. 

Наконец, уже в 30-е годы XX века В. Набоков пишет следующее в «Других берегах»: 

Этот мой резиновый tub (ванну) я взял с собой в эмиграцию, и он, уже заплатанный, был мне сущим спасением в моих бесчисленных европейских пансионах; грязнее французской общей ванной нет на свете ничего, кроме немецкой

Меня больше всего поражает одно. Как это вонючее общество вообще могло стать примером в воспаленных умах наших западников? Или у них у всех был насморк?

2 Klerkon  
0
В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством».

3 Москвичка  
0
гигиена у европейцев отсутствовала напрочь.
При этом не нужно искать никаких особенных документов, подтверждающих или опровергающих это утверждение. Достаточно пройтись по городам Западной Европы. В конце концов, наличие чумных памятников в огромном количестве - практически, в каждом городе - являются весьма наглядным доказательством. А что такое чума как не следствие полной антисанитарии?
А уж утверждение, что Людовик ХIV был чистоплотен, потому что любил плавать в речке, мыл руки и регулярно обтирал тело спиртовым лосьоном - просто смешно. От обтираний чистым не станешь - так, пыль стряхнёшь. (Тем более уверена, что такие обтирания очень немногие могли себе позволить - а когда говорят о гигиене народа, имеют в виду не отдельно взятые личности: исключения, как известно, только подтверждают правило). Что же касается купания в реке, то оно освежает тело, но не очищает его.
Да и Энгельс не заметил бы, что у русского мужика под драной рубахой всегда чистое тело, будь такое обычным делом в Европе.
Да и не говорили бы европейцы, что в банях предаются разврату, если б сами регулярно мылись.

Я прошу прощения за некоторое отклонение от направленности нашего "Исторического момента", всё же задумывалась эта тема как помощь в переводе - как правильно перевести на русский некоторые "исторические" описания в романах. Просто хотелось подчеркнуть, что указанному источнику о гигиене (читай, антисанитарии) европейцев стоит доверять.

В конце концов, даже если и не знать всего этого, разве вас не удивляют в романах (современных!) постоянные, совершенно на мой взгляд излишние, упоминания о том, как героиня (герой), например, чистит зубы. Да это просто подчёркивается! Меня лично это всегда наводило на мысль, что сие естественное действие (это также естественно, как чистка зубов - т.е. даже не замечаешь, как это делаешь) не такое уж естественное для западного человека (будто некая генетическая память о "грязном" прошлом заставляет и по сей день доказывать свою чистоплотность).
Ну, это ладно, может, и личное моё ощущение, не стоит принимать во внимание, но в остальном остаюсь при своём мнении.
_________________

4 malech  
0
В Средние века (VI -XIV) страны Западной Европы переживали период экономического и культурного упадка, в то время как в государствах Востока, в том числе в Средней Азии и Закавказье, наблюдалось успешное развитие разнообразных отраслей знаний. 

Вместе с древней античной культурой в Европе были забыты и слабые еще ростки античной санитарии. Именно в это время особенно ярко выявилась противоположность научных и религиозных взглядов на значение оздоровительных мероприятий. 

Христианство эпохи Средневековья проповедовало презрение к телесному здоровью и призывало верующих к нечистоплотности, самобичеванию и самоистязанию ради спасения души и будущего небесного блаженства. 

Вопросы общественной санитарии в феодальном государстве играли поистине ничтожную роль также в силу чрезвычайной разобщенности отдельных феодалов, считавших крепостные стены и рвы достаточно надежной защитой от заразных болезней. 

О крайне низком уровне санитарной культуры Средневековья могут свидетельствовать следующие примеры: даже в больших городах нечистоты выливались на улицу непосредственно из окон, причем прохожие получали специальное предупреждение «беречь голову», первая очистка Парижа от вековых загрязнений была проведена только в 1609 г., индивидуальная посуда для еды появилась в Европе примерно в XVI веке; постельное и нательное белье почти не применялось до XVIII столетия. 

Все это создавало почву для развития бесконечных эпидемий, среди которых особенно выделялась пандемия чумы, унесшая в XIV веке почти 25 млн. человек, т. е. около 1/4 всего населения Европы. Медицина, являвшаяся в то время, подобно другим наукам, только «служанкой богословия», оказалась бессильной в борьбе с этим заболеванием, известным под названием «черной смерти». 

В эпоху Возрождения (XV-XVI века) с развитием естествознания внимание некоторых ученых было привлечено к отдельным вопросам гигиены и профессиональной патологии. 

Так, например, знаменитый врач Парацельс (1493 — 1541) изучал болезни рудокопов. Интерес к санитарным мероприятиям начинает проявляться только в конце XVII и особенно в начале XVIII столетия. 

Это, несомненно, связано с коренной ломкой экономических отношений, развитием промышленности и созданием единой государственной власти. Появившийся пролетариат также начинает предъявлять известные требования об улучшении условий труда. 

Не удивительно поэтому, что в 1700 г. был опубликован специальный трактат Бернардино Рамаццини «О болезнях, связанных с занятиями людей», в котором дается подробный анализ многих профессиональных вредностей и связанных с ними заболеваний.     
«Гигиена», В.А.ПокровскийЯндекс.Директ

5 Skif  
0
Ненависть не лучший советчик, а автор явно "не равнодушен" к Христианству. Насчет нечистоплотности европейцев это давно не новость - об этом еще византийцы говорили, особенно после оккупации Константинополя крестоносцами - город так и не смог восстановится после "посещения просвещенных европейцев, воинов Христовых" сделавших из Церквей конюшни и отхожие места. К чему же обобщения по отношению к Христианству вцелом? Выводы сделаны "с ног на голову" - на самом деле внешнее бытовое проявление нравов стало следстием как раз тех внутренних изменений, которые привели к разделению Церквей - смрад духовный привел и к телесной нечистоплотности. И доказательств тому в самом тексте полно - только автор их в упор не замечает, подменяя реальность фантомами собственных представлений ему желательных.
Хотя бы Златоуста почитайте - он был завсегдатаем бань. В Константинополе бань было полно в отличие от позднего Рима и никто их не разрушал. Подумайте - зачем запрещение в Апостольских Правилах, если люди туда не ходят? К тому же надо быть объективным - запрещение касалось общения с еретиками вообще - коими в то время считались и евреи (это сейчас эти вероисповедания разделены полностью и тому есть историческое основание, так как иудаизм современный и времен Христа явления разные по-сути), а так как бани и тогда, и до сих пор, являются местом неформального общения, то это общение и запрещалось Правилами для духовной пользы христианина.

6 Рома Болгарчук  
0
Хорошая статья и видео. Кстати - "осторожно вылеваю!" начали кричать лишь после того как окатили какого то короля. После чего он издал такой указ - предупреждать. Но увы кто это был и источник я не помню... так что возможно и ошибаюсь. Вобще средневековье шальное время - Пляска святого Витта - от которой падали замертво, инквизиция, чума... Есть что вспомнить ))). Есть предположения что идет деградация общества и возможно новое средневековье - так что подобная статья хорошее напоминание о том, что нам дала наука (в частности гигиена, медицина), технологии и прогресс, который сейчас начинают хаять многие невежды.

7 Ксения Печий  
0
Mеня кстати всегда очень остро интересовало -- почему в России в каждом дворе банька, а у нас на Украине -- хрен по всей морде? Неужели мы меньше мылись?!
С детства помню, что в селе у бабушки летом мылись на огороде в огромной железной ванне (балия), которая или нагревалась целый день на солнце, или два ведра гретой воды туда, холодной разбавили -- и вуаля!
Зимою сложнее. Балия емкостью поменьше (не разляжешься, только сесть кучненько в ней) вносилась в дом, расстилали по полу клеёнку, наливали воду и мылись. Деда выгоняли в другую комнату, пока девки мылись по очереди.
Потом мы выгонялись, пока дед купался и бабушка ему плечи тёрла. Потом вёдрами вода выносилась в дренажную канаву. И ведра же и поливали на макушку чистой водой -- полоскали после купания. Меня, ребёнка, ежевечерне попой в тазик сажали, всякие места помыть -- гигиена. И ноги между пальцами влажной тряпкой.
С туалетами в селе беда, яма она и есть яма... Машины-ассинезаторы у нас не водятся. Дом и двор на жёлтой глине, дренажная канава с трёх сторон участка где-то 80см глубиной и столько же шириною, всё время замуливается. Мама -- вдова, мужиков в доме нет, копателей часто нанимать -- дорогое удовольствие для пенсионерки, вот и мыкается...

8 lenchin leem  
0
Это да.. Что поразило, когда побывала в Версальском дворце, так это запах от этих кустарниковых аллеек и лабиринтов! Земля там пропитана кое-чем.. видимо выбегали из дворца, делали свое дело.. и обратно. Бегали недалеко, за угол или в кустики. И даже сейчас, по прошествии стольких лет, когда все аккуратно посыпано мелким гравием и песочком, все как всегда красиво и ухожено, остался запах... Удивило и сначала не поверила, когда все-таки поняла что за аромат))

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

   

   

  • Все имеет обратную сторону
  • Твое право, знать правду, Русич!
  • Впустите деньги в свою жизнь
  • Словарь мифов и заблуждений
  • Грязная Европа
  • Еврейские звезды российской эстрады

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz